Жизнь каждого человека буквально пронизана контактами с другими
людьми. Потребность в общении – одна из важных человеческих
потребностей.
В общении и в отношениях с другими людьми человек может
почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире
Общаясь с другими людьми, человек усваивает знания, накопленные
человечеством, его опыт, установившиеся законы и нормы, ценности и
способы деятельности, формируется как личность. Без преувеличения можно
сказать, что общение выступает важнейшим фактором психического
развития человека. Именно в общении зарождаются, существуют и
проявляются психические процессы, состояния и особенности поведения
человека.
Общение – это взаимодействие, осуществляемое с помощью средств
речевого и неречевого влияния и преследующее цель достижения изменений
в мотивационной, познавательной, эмоционально – волевой и поведенческой
сферах участвующих в общении людей.
Общение – это взаимодействие людей, направленное на согласование и
объединение усилий с целью достижения общего результата.
Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития
контактов между людьми, порождаемый потребностями в деятельности
совместной; включает в себя обмен информацией, выработку единой
стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера.
Способность к общению включает в себя:
1. Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»).
2. Умение организовать общение («Я умею!»), включающее умение
слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение
решать конфликтные ситуации.
3. Значение норм и правил, которым необходимо следовать при
общении с окружающими («Я знаю!»).
Способы общения.
Вербальное общение – это общение с помощью языка.
Невербальное общение – это общение с помощью других средств получения
и передачи информации пантомимика (телодвижения), мимика, жесты
расположение людей в пространстве (дистанция общения, позиция общения
– «сверху», «снизу», «сбоку», «глаза в глаза») и другие. Следует подчеркнуть
практическую важность умения «читать» невербальную информацию и верно
выражать. «Мама говорит сердитые слова. Но на улице у нее сердиток нет.
Значит, она не сердится!».
Стороны общения.
– Коммуникативная. Коммуникативная сторона общения (или
коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между
общающимися инвалидами.
– Интерактивная. Интерактивная сторона заключается в организации
взаимодействия между общающимися инвалидами (обмен действиями).
– Перцептивная. Перцептивная сторона общения означает процесс
восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления
на этой основе взаимопонимания.
Границы между этими формами условны, они могут сливаться и дополнять
друг друга.
Основная цель общения между людьми – достигнуть взаимопонимания.
Но это сделать не просто. Почему с одними людьми нам легко
общаться, а с другими – трудно? Отчего с кем – то мы ладим, а с кем – то все
время ссоримся? Понятно, гораздо проще наладить взаимоотношения с
человеком, с которым существуют так называемые точки соприкосновения.
Прежде чем устранять разногласия, необходимо выяснить причины, и только
после этого налаживать отношения с собеседником.
Общение – важная составляющая жизни каждого человека, человеку
живется гораздо легче, когда он может найти общий язык с любыми людьми,
именно поэтому очень важно научить детей общаться.
Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся,
умеющим общаться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и
взрослыми. Задача взрослых – помочь ему в этом.
Общение со взрослым имеет огромное значение для ребенка на всех
этапах детства. Но особенно важным оно является в первые семь лет его
жизни, когда закладываются все основы личности и деятельности растущего
человека. Причем чем меньше ребенку лет, тем большее значение для него
имеет общение со взрослыми.
Умение общаться можно развивать. И главная роль в этом
принадлежит взрослым. Поэтому следуйте данным советам:
Больше общайтесь со своим ребенком.
Конечно, есть работа и повседневные заботы, но ребенок тоже
нуждается во внимании. Причем его не заменят ни игрушки, ни дорогие
подарки. Конечно и игрушки, и подарки нужны. Но иногда малышу будет
гораздо приятней просто провести время с родителями.
Учим общаться со сверстниками.
Для нормального развития ребенку необходимо не только общение со
взрослыми, но и общение со сверстниками.
Чаще бывайте с ребенком на различных детских площадках, где его
будут окружать такие же дети. Объясняйте малышу, как поступать можно,
как нельзя. Что нельзя драться, кусаться, пинаться, забирать чужие игрушки.
Что играть дружно, уметь договариваться.
Вопрос для родителей. Почему, общаясь со сверстником, ребенок
расширяет свой словарный запас значительно лучше, чем при общении с
родителями?
Ответ. Потребность быть понятым в общении, в игре заставляет детей
высказывать яснее и правильнее. В результате речь, обращенная к
сверстнику, становиться более связной, понятной, развернутой и лексически
богатой.
Показывайте, как надо общаться на своем примере.
Очень хорошо, если вы сами общаетесь с людьми. Этим вы покажите
ребенку на своем примере, как контактировать с людьми. Только помните,
что для ребенка – дошкольника родителя являются исключительным
авторитетом во всем, в том числе и в общении. Обратите внимание, как вы
общаетесь, соблюдаете ли нормы общения. Ведь ребенок копирует вас.
Правила общения:
– общение на равных, без грубости;
– общение на уровне просьб, а не приказов;
– умение себя вести во время разговора;
– умение внимательно слушать собеседника;
– разборчивая речь; умение грамотно излагать свои мысли;
– быть дружелюбным;
– не вступайте в контакт с людьми в состоянии гнева;
– говорить от своего лица («Мне нравиться…», «Я рада…»).
Что мешает общению.
Это использование обидных слов и выражений, оскорбительных
прозвищ, ненужных сокращений, слов – паразитов. Когда во время разговора
вы рисуйте, стучите пальцами, шуршите бумагами. Такие вещи очень
мешают и говорят о том, что вас мало интересуют слова собеседника.
Что помогает общению.
– Общение по имени к тому, с кем говорите.
– Употребление в речи слов: «Здравствуйте», «спасибо», «пожалуйста»,
«извините». Эти простые слова имеют власть над вашим настроением. Очень
важно, чтобы они всегда присутствовали в общении на работе. В
общественных местах, употреблялись в семье.
– Искренний интерес к партнеру.
– Учет ситуации, в которой происходит общение.
Уважительное отношение к человеку невозможно без уважения его
точки зрения, даже если она не сходиться с вашей. Воспитывать в себе
уважительное отношение к людям можно только в том случае, если
научишься видеть в каждом человеке индивидуальность, то есть те черты
характера, которые присущи только ему.