Консультация для родителей «Зачем читать детям сказки»

ЗАЧЕМ ЧИТАТЬ ДЕТЯМ СКАЗКИ?
Думаю, Вы согласитесь, что самые яркие воспоминания из детства –это сказки, которые рассказывали мама или папа на ночь.

В сказках встречались веселые персонажи, рожденные, зачастую, озорным сказочным воображением.

Эти воспоминания до сих пор дарят новым поколениям ощущение родительской заботы и тепла, переносят в волшебный мир детства.Наверное, каждый родитель знает, что сказки читать и рассказывать детям надо.

Но каждый ли знает, почему надо?

Рассказывание/чтение сказок просто необходимо для жизни ребенка, для его развития, формирования важнейших навыков, для его адаптации в социальном мире, для его духовной самореализации. Дело в том, что в образном и сюжетном ряду сказок зашифрованы важнейшие общечеловеческие знания. Причем знания эти охватывают все жизненные сферы человека:
• Область отношений между людьми;
• Инструменты преодоления трудностей и разрешения конфликтов;
• Сценарии «борьбы со злом» внешним и внутренним;
• Рекомендации по противостоянию стрессу;
• Типологии людей и способы влияния на них;
• Духовное развитие человека;
• Мужская и женская психология.
Образный, символический язык сказки обращен напрямую к подсознанию, минуя сознательные барьеры. Сказка за сказкой в подсознании создается символический банк жизненных ситуаций, ценностей. И чем больше сказок впитает подсознание ребенка, тем более успешным он будет во взрослой жизни.
В русском фольклоре множество сказок, которые очень нравятся детям.
Порой родителям кажется, что тексты сказок просты и наивны, в сюжете много повторов, а герои переходят из одной сказки в другую. Однако малыша
увлекают повторы сюжетных ходов, логическая завершенность отдельных эпизодов и всей сказки в целом, возможность предугадать действия героев.
Бесконечные повторы, простые понятные слова, внутренний ритм сказки –делают сказку понятной, успокаивающей, ребенок легко ее запоминает, что способствует развитию речи и фонематического слуха. Метафоричность и
символизм сказки позволяют развивать воображение ребенка, поскольку фантастический сказочный мир, наполненный чудесами, тайнами и волшебством, всегда привлекает его. Ребенок с радостью погружается в
воображаемый нереальный мир, активно действует в нем, творчески преобразует его. Но при этом воспринимает все происходящее в нем как реальность. Этого требует его внутренний мир.
Сказка позволяет ребенку в простой и доступной форме отреагировать свои проблемы. Возникающие трудности ребенок проецирует на сказочную ситуацию, получает возможность посмотреть на решение проблем со стороны, а затем принять позитивный опыт героев как свой собственный. Об этом важно помнить родителям, не лишая ребенка возможности читать сложные и, казалось бы, страшные сказки.
В любимых сказках запрограммирована жизнь ребенка, как указывал на это Э. Берн. Конкретная сказка может стать жизненным сценарием человека, под ее влиянием формируется план и линии поведения, которые осуществятся, проводя героя по всем перипетиям жизни, только уже не выдуманным, а реальным. “Скажи мне какая твоя любимая сказка, и я скажу кто ты”, – так можно перефразировать известную пословицу. Зная о влиянии сказки на жизнь ребенка, можно многим помочь ребенку. У малыша есть сказка, которую он любит слушать часами? Не
стоит волноваться: значит, эта сказка затрагивает какие-то действительно актуальные, решаемые ребенком именно сейчас, вопросы. Постарайтесь понять, что привлекает ребенка в сказочном сюжете, какой из героев – его любимый, почему он выбирает эту сказку. Поиграйте с ребенком, попробуйте инсценировать любимый отрывок. Это поможет малышу интегрировать полученный опыт, а Вам лучше понять ребенка. Пристрастие ребенка к той или
иной сказке может меняться со временем, и это означает, что ребенок растет, развивается и ставит перед собой новые задачи.
С помощью сказок можно воспитывать ребенка, преодолевать негативные стороны личности и особенности характера. Например, жадному и эгоистичному ребенку полезно послушать сказку “О рыбаке и рыбке”, пугливому и робкому “О трусливом зайце”, шаловливому и доверчивому “Приключения Буратино” и т.д. Проанализируйте эмоциональную проблему ребенка: почему он тревожен,
агрессивен, капризен – и выберите или сочините сказку, где герои, их приключения и подвиги будут помогать ему решать проблему (страх, одиночество, неуверенность, грубость и т. д.) Придумайте сказочного героя, слегка внешне и по характеру похожего на ребенка, у которого по сюжету
появляется много возможностей для преодоления трудностей и препятствий.
Ребенок сам почувствует помощь и найдет выход из травмирующей его ситуации.